В 1895 г. Р. Олни, государственный секретарь США в кабинете президента Г. Кливленда, счел необходимым предупредить Великобританию от вмешательства в дела стран Латинской Америки, выдвинув утверждение, что Соединенные Штаты Америки являются «практически суверенными» на американском континенте и «практически неуязвимы» для любого (или даже всех) государства.
Однако в 1902 г. не только Великобритания, но и другие европейские страны, в том числе Германия и Италия, сочли возможным вмешаться во внутриполитический кризис в Венесуэле с целью вынудить президента страны С. Кастро выплатить долги иностранным кредиторам. Не сомневаясь в том, что венесуэльский диктатор заслуживает порицания, Президент США Теодор Рузвельт решил, однако, что действия европейских держав противоречат положениям доктрины Монро. В своем четвертом послании Конгрессу США Рузвельт счел необходимым разъяснить «нарушителям» доктрины, что лишь Соединенные Штаты обладают правом выполнять функции международного полицейского в Западном полушарии.
ПОПРАВКА К ДОКТРИНЕ МОНРО
Неправда, что Соединенные Штаты жаждут приобрести какую-то территорию или что они строят какие-то планы в отношении других государств Западного полушария, за исключением тех планов, которые касаются их благополучия. Единственное, чего желает наша страна, — это видеть соседние страны стабильными, спокойными и процветающими. Любая страна, народ которой ведет себя хорошо, может рассчитывать на нашу чистосердечную дружбу. Если государство демонстрирует, что оно знает, как действовать с разумом, умением и приличием в социальных и политических вопросах, если оно соблюдает порядок и выполняет свои обязательства, ему не следует опасаться вмешательства со стороны Соединенных Штатов.
Непрекращающиеся незаконные действия или проявление бессилия, приводящие к общему ослаблению уз цивилизованного общества, будь то в Америке или где бы то ни было, в конечном итоге требуют вмешательства со стороны какого-либо цивилизованного государства. В Западном полушарии следование Соединенными Штатами доктрине Монро может вынудить их, возможно и против своей воли, в вопиющих случаях нарушений законности или проявления бессилия к выполнению обязанностей международной полицейской державы. Если какая-либо страна, чьи берега омываются Карибским морем, продемонстрирует стабильный и справедливый прогресс цивилизации, подобный тому, который был с помощью поправки Платта продемонстрирован Кубой после того, как наши войска покинули остров, и подобный тому, который постоянно и блестяще демонстрируют многие республики в обеих частях американского континента, вмешательство нашего государства в их дела прекратится.
Наши интересы и интересы наших южных соседей, по существу, идентичны. Наши соседи обладают богатыми природными ресурсами, и, если в пределах их границ будут соблюдаться законность и справедливость, процветание обязательно придет к ним. При условии соблюдения этими странами основополагающих законов цивилизованного общества они могут быть уверены в том, что мы будем относиться к ним благожелательно и с искренней симпатией. Мы вмешаемся в их дела лишь в крайнем случае и лишь тогда, когда станет очевидным, что их неспособность или нежелание добиться справедливости у себя в стране и за рубежом нарушили права Соединенных Штатов или же спровоцировали иностранную интервенцию во вред всем американским государствам. Не более чем трюизмом является утверждение, что любое государство на американском континенте или где-либо еще, стремящееся сохранить свою свободу, свою независимость, должно осознать, что право на независимость не может быть отделено от ответственности правильно ею пользоваться…